Автор словаря,
кастом-критик журнала "МОТО" Дмитрий Дольник даёт определения,
подразумевая кастом-мотоциклы. Но, по сути, велосипед - тот же
мотоцикл,но без мотора! Следовательно, нижеописанные термины вполне
применимы и к нашему направлению и имеют хождение в среде почитателей
велосипедного кастомайзинга.
БОРД-ТРЕККЕР -
(board tracker, boardtracker). Кастом-байк, выполненный в стиле
мотоциклов для популярных в Америке в начале прошлого века гонок на
дощатых треках. Модное направление современного кастомайзинга, на
которое вот уже несколько лет неровно дышат судейские бригады
кастом-чемпионатов. Если вы увидите мотоцикл, больше похожий на
велосипед, так и знайте: скорее всего перед вами борд-трекер.
БОББЕР - (bobber),
«боб» (bob), раннее – «боб-джоб» (bob-job). Самая ранняя и очень
популярная в наши дни разновидность кастом-байков. Стиль формировался
одновременно с зарождением байкерского движения на юге Западного
побережья США на стыке 40–50-х годов. Ранний мотоциклетный кастомайзинг
развивался одновременно с автомобильным хот-роддингом, был его, можно
сказать, двухколесным ответвлением, своего рода «младшим братом». Отсюда
столько параллелей и пересечений. Некоторые историки считают, что корни
бобберов следует искать в довоенных «хилклаймберах» – мотоциклах для
гонок, именующихся «Подъем на холм». Не факт – в конце концов,
«гаражная» постройка любого гоночного мотоцикла в первую очередь
подразумевает нещадное избавление от лишнего веса. А на бобберах, в
отличие от чопперов, народ как раз был не прочь всерьез погоняться по
дну высохших соляных озер, заброшенным шоссе или безлюдным пляжам.
Типичный боббер в современном понимании – олд-скульный аппарат с низким
рулем, небольшим углом наклона передней вилки и шинами одинаковой
размерности, построенный, как правило, на серийной раме. А еще «bobber»
означает по-английски «поплавок». Но не купитесь на это – мотоциклы, как
правило, обладают никудышной плавучестью.
ГУСНЕК -
(gooseneck). Рама типа «гусиная шея» – с вытянутой вперед рулевой
колонкой. Одна из кастом-фишек 60-х. С легкой руки японских
кастомайзеров вновь очень популярна у «олд-скульщиков» всего мира.
ДРЭГ-БАР - (drag
bar). «Дрэгстерный руль» – низкий, абсолютно прямой либо со слегка
отклоненными назад ручками. Форма подчеркнуто функциональна, так как
пришла из дрэг-рейсинга, где, сами понимаете, не до ветвистости рогов.
КАСТОМ -(custom).
Это ключевое слово понятий «кастомайзинг» (customizing), «кастомайзер»
(customizer), «кастом-байк» (custom bike) и т.п. означает, как известно,
«заказ», «заказной». В принципе, смысл понятен – речь идет о том, что
не производится серийно, а строится по заказу. А если, спросите вы,
аппарат строится не по чьему-то заказу, а для себя лично? Ну что ж,
будем считать, в этом случае вы его заказали сами у себя. В последнее
время в западной литературе для толкования термина «кастомайзинг» все
чаще используется слово «персонализация». Вот это, как нам кажется,
действительно в самую точкуѕ Еще один нюанс: когда дело касается
олд-скула, правила хорошего тона требуют писать слово «кастом» на
хот-роддерский манер – через «K» (kustom). Считается, что моду на такое
«неправильное» (или как раз правильное?) написание ввел классик
хот-роддинга Джордж Баррис, а впервые оно появилось в рекламе его
мастерской, опубликованной в одном из номеров Hot Rod Magazine за 1948
год. На самом же деле корни лежат немного глубже: еще до войны братья
Баррисы с единомышленниками основали в Калифорнии Kustoms Car Club.
Полвека спустя так называемая кастом-культура (Kustom Kulture),
объединяющая автомобильный хот-роддинг, мотоциклетный кастомайзинг,
музыку рокабилли, «сопутствующие» стили в одежде, прическах, тату, – все
это превратилось в мощную индустрию и настоящий социальный феномен
мирового масштаба.
КОФФИН - (coffin
tank, koffin tank). Тема смерти – гробы, катафалки, черепа – постоянно
прослеживается как в хот-роддинге, так и в кастомайзинге. Не будем
искать этому объяснений – в конце концов, эта тема манила человечество
во все времена. В конце 60-х годов топливные баки в виде гробов
полюбились чопперостроителям. Во-первых, из-за относительной простоты
изготовления – как-никак, гнутые поверхности здесь отсутствуют по
определению. Во-вторых, «гробовидный» бак – это было не только эпатажно,
но и долгое время просто-напросто модно. Коффины породили множество
разновидностей – таких, например, как томбстоун (tombstone, «надгробный
камень»). Да и баки типа даймонд – из той же оперы.
ЛЕТТЕРИНГ -
(lettering). Один из многих терминов, пришедших из хот-роддинга 50-х.
Означает нанесение на аппарат его названия, имени автора, слогана или
просто какого-нибудь дурацкого изречения. Формально леттерингом можно
назвать любую такую надпись, выполненную любым способом (в том числе с
использованием трафаретов) и любым шрифтом (например, столь любимой
кастомайзерами готикой). Но настоящий, выполненный по всем олд-скульным
традициям леттеринг – это надпись, сделанная с помощью кисти одним из
канонических «винтажных» шрифтов. По стилю и технике исполнения близок к
пинстрайпингу и чаще всего с ним соседствует.
ЛОНГФОРК -
(longfork chopper). Так называют чопперы, фишка которых – длина вилки.
Причем не высота, а именно длина – ведь в таких аппаратах угол ее
наклона «далеко за 45». В ход идут спрингеры, гердеры, «телескопы»
(которые, если честно, под таким углом не очень-то и работают), а то и
жесткие вилки (rigid fork). Особо зверствуют в этом направлении
скандинавы. Что объяснимо: сверхдлинные вилки, установленные под
запредельным углом, считаются одним из атрибутов шведского стиля.
ЛОУРАЙДЕР -(lowrider,
low rider). И еще одно словечко из хот-роддерского лексикона. В начале
70-х длинные и низкие уличные дрэгстеры и прочие диггеры часто так и
называли – long & low. Постепенно на смену пришел автомобильный
термин «лоурайдер». Причем поначалу мотоциклы-лоурайдеры, как и их самые
первые четырехколесные тезки, не оснащались хитроумными гидро- и
пневмоподвесками. И только сравнительно недавно, с появлением
мотоциклетных задних подвесок с изменяемым клиренсом,
мотоциклы-лоурайдеры стали почти полностью соответствовать современному
автомобильному значению слова «лоурайдер» – на брюхо они, по крайней
мере, уже ложатся, а вот «танцевать» пока не обучены. Что касается
серийных производителей (в том числе и альтернативных), то складывается
впечатление, что эти при выборе названий для своих моделей не слишком
озабочены корректным использованием терминов «лоурайдер», «бар-хоппер»
или «диггер». Например, известный Harley-Davidson FXS1200 Low Rider 1977
года – на самом деле не такой уж и лоурайдер.
МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ -(maltese
cross). Один из главных графических символов кастом-культуры. Помимо
прочего, эта форма часто используется в дизайне оптики, зеркал и других
аксессуаров. В подавляющем большинстве случаев то, что принято называть в
кастомайзинге «мальтийским крестом», на самом деле вовсе не
мальтийский, и даже не тевтонский, а самый настоящий «айзерне кройц»
(das Eiserne Kreuz, нем.) – «Железный крест» образца 1813 года. Любой
геральдист вам подтвердит, что формы одного и другого названных крестов
заметно отличаются. Да и посудите сами: с чего бы такой интерес к
символике Мальтийского рыцарского ордена проснулся после второй мировой
войны у такой подкованной в мировой истории нации, как американцы? А вот
тяга к трофейной символике действительно наблюдалась среди молодых
ветеранов, которые как раз и составляли костяк зарождавшегося
кастом-движения.
ОЛД-СКУЛ - (old
school, причем часто, по аналогии с kustom, – old skool или ol’skool).
«Старая школа» – вот уже несколько лет остается, пожалуй, самым
популярным направлением в мировом кастомайзинге. Мастера, его
проповедующие, черпают вдохновение в образе бобберов 50-х или чопперов
60-х годов и все чаще «забрасывают свой невод» в эпоху довоенных
«антиков». И хотя олд-скул расцвел пышным цветом только в начале
нынешнего века, можно смело утверждать, что у истоков движения стоял
никто иной как Арлен Несс: еще в конце 70-х он последовательно и
целенаправленно вживлял в кастомайзинг элементы ретро. Смеем
предположить, что его тогдашний Ness-tique, появись он сейчас, запросто
«взорвал» бы любого ранга и уровня кастом-чемпионат.
ПИНСТРАЙПИНГ -
(pinstriping, pin-striping). Один из классических орнаментов,
используемых в хот-роддинге. Как и другие традиционные для хот-родов
элементы оформления – флеймс, скаллоп, леттеринг, гармонично перешел в
кастомайзинг. Пионером и признанным классиком пинстрайпинга по праву
считается легендарный Фон Датч (настоящее имя – Кеннет Роберт Говард).
Вообще-то, прием, основанный на нанесении тонких декоративных линий
(pinstripes, pin stripes), и раньше использовался – в мебельном
производстве и при оформлении автомобильных кузовов. Фон Датч же
проповедовал «вольный» стиль, создавая в технике пинстрайпинга
абстрактные узоры самых замысловатых форм, симметричные, как правило,
относительно вертикальной оси. Ему же, кстати, принадлежит авторство
другого культового кастом-символа – знаменитого глазного яблока с
крылышками (flying eye, flying eyeball). На современном этапе, в
условиях неослабевающего интереса к олд-скулу, техника исполнения
пинстрайпинга вручную ценится специалистами очень высоко. И не дай вам
Бог использовать самоклеющиеся деколи! Узнают – побьют!
РЭТ-БАЙК -(rat
bike, «мотоцикл-крыса»), или просто рэт (rat). Если подыскать рэт-байкам
музыкальную аналогию, то это однозначно будет панк-рок! Движение
«антикастомайзинга», или, если угодно, «постапокалиптического
кастомайзинга» – с его неподдельной брутальностью, натуральной ржавчиной
и прочими «антисоциальными» атрибутами – просто не могло не появиться.
Зародившись в конце 70-х годов в Великобритании (хотя отдельные подобные
аппараты встречались в Америке еще раньше), оно в 80-е годы уже имело
многочисленную армию последователей во всем мире. Мощным толчком для
увеличения поголовья рэт-байков послужил фильм «Mad Max» (эта картина –
настоящий рэт-байкерский «Easy Rider»). Тема «дизайна ядерной зимы»
пришлась как нельзя кстати – в самой Англии, например, до сих пор
рэт-байки часто называют survival bike, что можно вольно перевести как
«мотоцикл, переживший ядерную катастрофу». В немецком языке встречается
не менее эффектный термин Endzeit-Bike – «байк конца света». Сам же
термин «рэт-байк» ввели в обиход британские мотожурналисты в начале
80-х, и он оказался до того удачным, что – неслыханный случай! – перешел
в хот-роддинг (обычно хот-роддеры экспортировали свои словечки). Не
менее примечательно, что термин пришел в Америку из Европы, а не
наоборот. Сходное по «идеологии» с рэт-байками направление
автомобильного хот-роддинга набирало в США обороты уже в начале 70-х, и
то, что сегодня повсеместно именуется «рэт-родами», называлось тогда
«колымаги» (jalopy) или просто «битыми» (beater)ѕ Так вот, многие
ортодоксальные хот-роддеры, имеющие за плечами не один десяток лет
трудового стажа, до сих пор важно раздувают щеки и принципиально не
употребляют термин «рэт-род» – мол, неправильное это слово, и
происхождение у него подкачало. А вот в большой мотоциклетный
кастомайзинг (вообще-то, это вроде как стан врага?) элементы рэт-байков
постепенно проникают – ржавчина, тщательно продуманные «случайные»
потеки масла и т.п. (некоторые работы Чики, Рассела Митчелла, Дейва
Кука).
СПРИНГЕР -
(springer, немцы и шепелявые граждане произносят как «шпрингер»).
Короткорычажная передняя вилка. Классический вариант для чоппера.
Компания Harley-Davidson прекратила выпуск таких вилок в 1949 году, и со
временем отыскать их на свалках становилось все труднее. В 60-х годах
чопперостроители повадились менять в старых «харлеевских» спрингерах
трубы на более длинные и меньшего диаметра. В конце 60-х – начале 70-х
афтермаркетовые компании уже вовсю торговали спрингерами собственного
производства (тот же Несс был в те годы замечен за этим делом).
Вернулись спрингеры на большой конвейер только в 1988 году благодаря
неугомонному «Вилли Джи» Дэвидсону.
СТРЕТЧ -
(stretch). 1) Удлинение рамы за счет вынесения рулевой колонки.
Традиционно измеряется в дюймах. 2) Курьезная многоместная конструкция,
представляющая собой мотоцикл или трайк, растянутый в длину наподобие
лимузина-стретча. Поэтому такие аппараты называют еще «лимо-байками»
(limo bike) и «лимо-трайками» (limo trike).
ФЛЕЙМ-ДЖОБ -
(flame job), «флеймс» (flames). Несомненно, самая известная схема
раскраски. Пришла в кастомайзинг, разумеется, из хот-роддинга, а туда –
из авиационного «ноуз-арта» (nose art). Основы «искусства росписи
самолетных носов» были заложены еще во время первой мировой войны. Не
менее популярным был «ноуз-арт» и в годы второй мировой. Так что
ветераны ВВС, которых среди пионеров хот-роддинга и кастомайзинга было
немало, рисовать традиционное для «ноуз-арта» пламя могли с закрытыми
глазами. Сегодня существует безумное количество направлений флейм-джоба:
trad (от «traditional»), tribal, seaweed, interlocking, overlapping,
Ohio Look, realistic (он же true), devil tip, crossover, gothic, ghost,
shredder, fade, glacierѕ Интересно, различают ли пожарные столько видов
настоящего пламени?
ЧОППЕР -(chopper,
или даже, согласно новомодной афроамериканской орфографии, choppa), чоп
(chop). Ну, что такое чоппер, все, наверное, знают. Правильно, вертолет.
Или мясорубка. А если в нашем контексте, то мотоцикл, кое-где
«чопнутый» – разрезанный и вновь сваренный. Значения слов «боббер» и
«чоппер» («стриженый» и «рубленый»), при всей их кажущейся похожести,
тем и разнятся: если бобберы получали путем отрезания лишнего, то
постройка чоппера подразумевала более серьезный подход. В автомобильном
хот-роддинге, например, «чопить» означало не просто отрубать
безвозвратно, а вырезать фрагменты стоек крыши, после чего прилаживать
крышу на место. Вот почему принято считать, что чопперы появились в
начале 60-х, когда кастомайзеры стали кардинально менять геометрию
серийной рамы.
|